Душистый вазелин, духи «Красная Москва», лебяжий пух, тушь в странной коробочке и еще десяток причудливых баночек и флакончиков на выставке «Портрет горожанки» лежат в витрине под этикеткой «Косметика». Современной барышне такой набор в своей косметичке представить сложно.
Более того, принцип действия туши а-ля «плюнула-намазала» для меня, видимо, навсегда останется чем-то непостижимо-мистическим. Но загадки загадками, а как и чем подчеркнуть свою красоту, женщины знали всегда.
Самый элементарный пример тому – Клеопатра. О том, что египетская царица для сохранения молодости и красоты ежедневно принимала медово-молочные ванны, мы знаем чуть ли не из школьного курса истории. Кстати, фараонов с подведенными глазами тоже впервые увидели на картинках в учебнике за 6-й класс. Хотя надо признать, что египтяне подводили веки не привлекательности ради, а для защиты от злых духов, которые могли проникать в душу человека не иначе как через глаза.
Жители Древнего Рима также хорошо разбирались в способах сохранить и подчеркнуть красоту. Они использовали уголь как подводку для глаз, воск – для удаления волос, а пемзу – для отбеливания зубов.
Позже в Европе, как мы помним опять же из уроков истории, в моде была бледность. В связи с чем знатные особы, обоего, между прочим, пола, щедро пудрили открытые участки тела. Кстати, особо предприимчивые персонажи это модное увлечение использовали в корыстно-криминальных целях, подмешивая в пудру жертвы ядовитые вещества.
Что касается русских барышень, то они своему внешнему виду уделяли не меньше внимания, чем европейские девушки, отдавая при этом предпочтение натуральным косметическим средствам. В качестве румян и губной помады использовался сок малины, вишни и свеклы. Глаза и брови подводили сажей. Лицо отбеливали пшеничной мукой. Шелухой лука красили волосы в золотистый цвет. Простоквашу, яйца, мед, ягоды, плоды использовали для приготовления различных масок для ухода за кожей и волосами.
У горожанок, конечно, было чуть меньше возможностей использовать дары природы, зато гораздо больше возможной пользоваться косметическими средствами, произведенными фабричными методами.
Ключевым моментом в истории отечественного косметического производства стало появление в Москве в 40-е годы XIX века мыловаренной фабрики Генриха Брокара. С удовольствием отметим, что невероятному успеху своего дела французский парфюмер обязан в первую очередь своей супруге – привлекательной и предприимчивой бельгийке Шарлотте Ревэ. Именно Шарлотта предложила продавать русским, которые в основном мылись щелоком из печной золы, прозрачное ароматное мыло с названием «Детское». Кроме гигиенических свойств это мыло отличалось и грамматической полезностью – на каждом куске была выдавлена буква из русского алфавита. Среди прочих гениальных идей Шарлотты – и легендарный для маркетологов ход. Новый магазин Брокара открывался акцией: всего за один рубль можно было приобрести элегантно оформленный набор, включавший духи, одеколон, люстрин, туалетный уксус, вазелин, пудру, пуховку, саше, помаду и мыло. В связи с образовавшимся ажиотажем к обеду магазин пришлось закрыть.
После революции фабрика Брокара и другие парфюмерные производства были национализированы, объединены в трест «Жиркость» – знаменитый ТЭЖЭ – и переориентированы на выпуск мыла для красноармейцев. Все, что касалось ухода за собой, помимо самых естественных гигиенических потребностей – помыться да причесаться – было объявлено пережитками прошлого.
К полноценному производству парфюмерии и косметики отечественная промышленность вернулась только после войны. Хотя первое время косметические средства имели в основном только гигиеническое назначение. Зато к простому мылу добавились кремы, маски, эмульсии и шампуни. К началу семидесятых расширился ассортимент и декоративной косметики. Постепенно в арсенале советских девушек стали появляться пудра; губная помада, которую особо находчивые использовали еще и в качестве румян; та самая тушь в брусочке, в которую надо было обязательно плюнуть; духи «Ландыш серебристый», косметические карандаши и множество других баночек, тюбиков и флакончиков, составляющих простое женское счастье.
Автор:
фотография:
Печать