Уже в декабре этого года российские школьники будут сдавать забытый выпускной экзамен — сочинение. Эта форма школьной отчётности исчезла, когда с 2006 года образовательные учреждения начали переходить на систему единого государственного экзамена, и была возвращена в нынешнем году по распоряжению Президента РФ.
Екатеринбургские эксперты в области гуманитарных наук обсудили особенности такой формы сдачи экзамена по литературе на пресс-коференции, прошедшей 30 октября в Свердловской областной библиотеке для детей и юношества (ул. Карла Либкнехта, 8).
— С появлением сочинения возникнет больший интерес к чтению, стремление к связному изложению мыслей и пониманию литературы, — высказался заместитель директора Института гуманитарных наук и искусств УрФУ Валерий ГУДОВ. — Это важный шаг в сторону интеллектуализации и социализации выпускников наших школ, и это можно только приветствовать. Но введение такого итогового экзамена требует настройки всей системы школьного образования.
— Очевидно, причиной возвращения сочинений стали невысокие показатели грамотности, которые российские школьники продемонстрировали во время международных исследований, — заметила доцент кафедры русской литературы филологического факультета УрФУ Мария АЛЕКСЕЕВА. — Возвращение сочинений — логичный шаг. Ученики получат возможность проявлять свои творческие способности, выражать своё мнение.
Школьников и педагогов ожидает интрига. К декабрьскому экзамену, по словам Алексеевой, разработано пять общих тематических направлений — «Творчество Лермонтова», «Уроки, данные человечеству войной», «Человек и природа», «Спор поколений», «Чем люди живы». Для каждого российского региона будет создана своя подборка тем — по одной конкретной, сформулированной из каждого направления. В классах эти темы станут известны только за 15 минут до экзамена.
— К настоящему времени определены параметры выполнения школьных работ, — рассказала Мария Алексеева. — На написание сочинения отведено 3 часа 55 минут, в распоряжении экзаменуемых — орфографические словари, а вот литературными источниками пользоваться будет нельзя. Школьники должны будут изложить тему не менее чем в 250 словах, а рекомендуемый объём — 350 слов. На этот раз у всех есть право пересдачи в феврале или в мае. Эксперты уже определили критерии оценивания работ. Их пять: содержание работы должно соответствовать теме, работа — быть композиционно выстроенной, текст — содержать обращение к литературному материалу и быть достаточно грамотно написанным, количество речевых и прочих ошибок не должно мешать пониманию.
Выпускник имеет возможность по своему желанию предъявить сочинение при поступлении в вуз. Высшее учебное заведение проверит работу по своим критериям. К результатам ЕГЭ сочинение даёт дополнительную прибавку примерно в 10 баллов.
Предполагается, что подготовка школьников пройдёт в формате консультаций.
Автор: .
фотография:
Печать